пятница, 19 декабря 2014 г.

Проектно - исследовательская деятельность в средней группе «Волшебный лед»

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.

Задачи: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда(тает, замерзает, принимает определенную форму).

Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений.

Закрепить названия основных цветов (желтый, красный, зеленый)и формы предметов (круг, квадрат, треугольник).

Обогащать и активизировать словарь.

Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.

Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой. Кубики льда (прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной). Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом. Иллюстрации - времена года. Музыка «Зимний вальс».

Материал для опыта: Стакан с водой, форма для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки.

Приемы: Наглядные, словесные, практические (опыты, эксперименты), игры, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

ч. Организационный момент.

Заинтересовать детей в игровой форме, внести на подносе большой кусок льда.

В: Ребята, что у меня в руках?

Д: Лед.

В: Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем новое и интересное?

Д: Да, хотим.

Подготовительная.

В:Я хочу вам рассказать сказку. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери- Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года. А какие времена года вы знаете?

Д: Осень, зима, весна, лето.

- А какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: Сейчас время года - зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.

Послушайте стихотворение - загадку:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда. (Г.Ладонщиков)

- О каком сыне Матушки-Водицы говорится в этом стихотворении?

Д: О льде.

В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории «Снежной Королевы». Закройте на минутку глаза (звучит музыка «Зимний вальс»). Представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь. Хоть сердце у неё ледяное, душа теплая и добрая. Открывайте глаза. Вход в лабораторию по специальным билетам. Вот пригласительные билеты. Ребята, в форме чего сделаны наши волшебные билеты? Правильно, в форме геометрических фигур. А цвет у билетов одинаковый? Нет, они разноцветные. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах разноцветные снежинки).

Ребята, Снежная Королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

ч. Основная (Практическая).

В: Возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: Какой лед?

Д: Лед холодный, мокрый, скользкий, гладкий.

В: А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?

Д: Кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый.

В:На ваших столах лежат интересные кусочки льда, внутри них что- то заморожено.

Ребята, лед прозрачный или нет?

Д: Лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предметы.

В: Что это за предметы?

Д:Цветные квадратики.

В:Молодцы, ребята! Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед, какой?

Д: Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий, гладкий.

В: Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.

В:

1, 2, 3, 4, 5 –

Выходите поиграть.

Физминутка.

Будем строить снежный дом -толчкообразные движения вперед руками.

Ком за комом мы кладем - имитируем лепку снежков.

Выше, выше - встать на носки и подняться.

Вот и крыша -«Домик» руками над головой.

Мы польем его водой… - Наклон вперед , плавные движения руками.

Дом наш станет - плавно поднять руки вверх.

Ледяной! - резко бросить руки вниз.

В: Ребята, а скажите, как можно догадаться о том, что лед – сын Матушки-Водицы? (выслушиваются ответы детей). Посмотрите на блюдце, что вы там видите?

Д: Воду.

В: А что произошло со льдом?

Д: Лед растаял.

В: Почему растаял лед?

Д: Лед занесли в тепло.

В: Правильно, когда лед попадает в тепло, то он…

Д: Он начинает таять и превращаться в воду.

В: Ребята, как вы думаете, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим.

Итак, мы с вами сделали еще одно открытие.

В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого нужно сделать?

Д: Воду нужно заморозить.

В: Ребята, Снежная Королева, приготовила для вас угощение –ледяные конфеты. Она предлагает съесть хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете ли вы кушать лед?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Он грязный, холодный и можно заболеть.

В:Молодцы! Хорошо. Раз вы отказываетесь, есть ледяные конфеты, то Снежная Королева предлагает поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас, а вы в неё и друг в друга. Чем может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом?

Д:Можно пораниться.

В: Да, действительно, кидаться льдом нельзя, можно пораниться.

В: А как мы с вами сможем использовать цветные льдинки?

Д: Украсить цветными льдинками участок.

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый. Как его таким можно сделать? (версии детей).

Д: окрасить воду в разные цвета и заморозить.

В: Возьмите кисточку, обмакните в краску и покрасьте воду в стаканчике.

Работа детей.

Заключительная часть:

В: Сейчас, мы пойдем гулять, возьмем собой стаканчики с разноцветной водой. Что случится на улице с водой? Правильно, она замерзнет.

А почему она замерзнет?

Д: Потому что на улице холодно, морозно.

Итог: Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним, какими качествами обладает лед?

Д: Лед твердый, холодный, менее прозрачен, чем вода. Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий